ООО «Независимый Центр Сертификации»

Орган по сертификации систем менеджмента Независимый Центр Сертификации.

Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента регламентируется требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, ГОСТ Р ИСО 19011-2021, документами Системы добровольной сертификации систем менеджмента «БИЗНЕС-ПРОГРЕСС» (рег. № РОСС RU.3677.04НЦС0). 

Этапы проведения работ в соответствии с установленными требованиями, включают:

- подачу заявки заказчиком, рассмотрение и принятие решения по заявке органом по сертификации, определение исполнителей, заключение договора;

- экспертизу документов системы менеджмента заказчика, частичный аудит «на месте» в рамках 1 этапа сертификационного аудита;

- 2 этап сертификационного аудита «на месте»;

- принятие решения об отказе в сертификации или о выдаче сертификата соответствия;

- надзорные аудиты (инспекционный контроль) сертифицированных систем менеджмента в течение сертификационного периода;

- процессы подтверждения, приостановления, отмены действия сертификата соответствия, расширения, сужении области сертификации.

Общие требования

Процесс сертификации СМК предусматривает организационный этап, двухэтапный первичный аудит по сертификации СМК, два инспекционных аудита и после трехлетнего цикла сертификации – ресертификацию до окончания срока действия сертификата.

Трехлетний цикл сертификации начинается с принятия решения о сертификации.

 Организационный этап работ

 Основание для начала работ

        Основанием для начала работ служит заявка направленная заявителем в орган по сертификации на имя руководителя органа по сертификации.

Заявка может быть отправлена заявителем посредством почтового или электронного отправления, а также представлена лично.

Заявка и документы могут быть представлены на электронном носителе информации или посредством электронной почты.

В заявку должна быть включена или к ней приложена следующая информация:

- общая характеристика организации, ее наименование, юридический и фактический адреса и адреса производственных площадок, юридический статус, сведения о человеческих ресурсах (при наличии нескольких производственных площадок, включая временные - по каждой производственной площадке) и технических ресурсах;

- заявляемая область сертификации (область применения СМК);

- заявление о согласии организации выполнять правила сертификации;

- наименование стандарта или других нормативных документов, на соответствие которым планируется сертификация СМК;

- сведения об аутсорсинговых процессах, используемых организацией и способных оказать влияние на соответствие требованиям;

- информацию относительно использования консультативных услуг по системе менеджмента, подлежащей сертификации.

Руководитель органа по сертификации или уполномоченное лицо, в течение 3 рабочих дней регистрирует заявку, и в течение 30 рабочих дней проводит анализ заявки для определения возможности проведения сертификации с учетом:

- оценки соответствия области применения СМК области аккредитации органа по сертификации;

- наличия у органа по сертификации необходимой информации для планирования аудита (местоположение организации; численность работников; число производственных площадок и их местоположение; предпочтительные сроки проведения аудита; сведения по всем процессам, переданным организацией для выполнения другим организациям; рабочий язык аудита и др.);

- имеющейся у органа по сертификации возможности проведения работ в сроки, предпочтительные для заявителя, и наличия соответствующих ресурсов;

- любые известные различия в понимании требований между органом по сертификации и подавшей заявку организацией были урегулированы;

- орган по сертификации обладает компетентностью и возможностями для выполнения работ по сертификации;

- приняты во внимание предполагаемая область сертификации, место(а) осуществления деятельности подавшей заявку организации, время, необходимое для проведения аудита, и любые другие обстоятельства, оказывающие влияние на работы по сертификации (язык, условия безопасности, угрозы для обеспечения беспристрастности и т.д.).

Заявка оформляется на русском языке.

Примечание - Основанием для начала работ может служить письмо-обращение, составленное в произвольной форме. При направлении в орган по сертификации письма-обращения и подтверждении возможности проведения сертификации заявитель оформляет заявку на сертификацию и направляет ее в орган по сертификации.

Заявку анализируют в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1. После проведения анализа заявки орган по сертификации письменно извещает заявителя о своем решении принять либо не принять заявку на сертификацию СМК.

В случае принятия заявки стоимость работ по анализу заявки включается в договор на проведение сертификации СМК.

В случае отказа в принятии заявки орган по сертификации приводит в извещении основание для отрицательного решения.

Заключение договора на проведение сертификации СМК

В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию СМК орган по сертификации и заказчик заключают договор.

Перед заключением договора орган по сертификации проводит оценку трудозатрат на проведение сертификации по правилам, установленным в органе по сертификации. При оценке трудозатрат следует учитывать все производственные площадки заказчика (независимо от местоположения).

В связи с тем, что работы органа по сертификации должны быть оплачены в полном объеме независимо от результатов аудита, в договоре целесообразно предусмотреть предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы оплаты до начала работ.

Формирование комиссии по сертификации

После оплаты работ по договору орган по сертификации распоряжением руководства назначает председателя комиссии по сертификации (далее - комиссия) и формирует её состав. 

Комиссия может состоять из одного или нескольких экспертов. Если аудит осуществляет один эксперт, он выполняет обязанности председателя комиссии.

При определении численности и состава комиссии необходимо учитывать:

- цели, область и критерии аудита;

- сроки проведения аудита;

- вид (виды)  экономической  деятельности проверяемой организации;

- число структурных подразделений и филиалов проверяемой организации с различным местоположением;

- численность работников проверяемой организации;

- трудозатраты на проведение аудита;

- необходимость обеспечения совокупной компетентности комиссии для достижения целей аудита;

-  требования законодательных и иных нормативных правовых актов, технических регламентов, применимых к проводимой оценке;

-  обеспечение независимости членов комиссии от сертифицируемой организации;

- возможность членов комиссии результативно взаимодействовать с проверяемой организацией;

- язык аудита.

Для подтверждения совокупной компетентности комиссии необходимо назначить членов комиссии таким образом, чтобы комиссия в совокупности обладала знаниями критериев, процедур и методов аудита, а также специальными знаниями специфики производственных процессов. Состав комиссии должен быть сформирован с учетом требований ГОСТ Р ИСО 19011.

Если эксперты в комиссии в совокупности  не обладают необходимыми знаниями и опытом по конкретным видам экономической деятельности, то в комиссию должен(ны) быть включен(ы) технический(е) эксперт(ы).

В состав комиссии не могут быть включены представители проверяемой организации, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации.

В состав комиссии могут быть включены стажеры, работающие под руководством и  наблюдением председателя комиссии.

Состав комиссии утверждает руководство органа по сертификации.

Примечания

1 Орган по сертификации по просьбе заказчика (проверяемой организации) может заменить конкретного члена комиссии по обоснованным мотивам, например, если предлагаемый член комиссии ранее работал в проверяемой организации или во время предыдущего аудита проявлял неэтичное поведение и др. Возникающие претензии к составу комиссии должны быть разрешены до начала аудита «на месте».

2 Технические эксперты и стажеры при рассмотрении свидетельств и формировании выводов (наблюдений) аудита имеют только право совещательного голоса.

Проведение первого этапа  аудита по сертификации  системы     менеджмента качества

Первый этап аудита по сертификации СМК проводят с целью:

- определения соответствия документов СМК установленным требованиям нормативных документов;

- оценки местоположения заказчика и условий размещения производственных площадок;

- анализа состояния СМК и понимания заказчиком требований нормативных документов и процесса сертификации в целом, готовности ко второму этапу аудита;

- сбора информации о процессах, которые определены и охвачены СМК, об исключениях из области применения СМК, о законодательных требованиях, распространяющихся на деятельность заказчика;

- оценки того, были ли спланированы и проведены внутренние аудиты СМК и анализ со стороны руководства;

- правильного планирования второго этапа аудита и распределения ресурсов для его проведения, согласования порядка доступа к документам СМК на втором этапе аудита и процедур обеспечения безопасности экспертов (при необходимости), а также определения представителей проверяемой организации, которые будут сопровождать экспертов.

Председатель комиссии запрашивает у заказчика документы СМК: обязательные согласно требований нормативных документов, устанавливающих требования к СМК и к порядку сертификации и дополнительные, необходимые для достижения целей аудита.

Документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Представленные документы хранятся как на бумажном так и на электронном носителе (в зависимости от того в каком виде они были представлены в орган по сертификации).

Полученные документы остаются в органе по сертификации в качестве контрольных документов.

Орган по сертификации проводит анализ всей документации, представленной заказчиком, на соответствие требованиям нормативных документов, устанавливающих требования к СМК и порядку сертификации.

Примечания

1 Объем, структура и содержание документов зависят от размера и специфики деятельности организации.

2 Предоставленные заказчиком документ и сведения оформляют на русском языке. Допускается предоставление документов и сведений на языке заказчика при согласовании с органом по сертификации.

Анализ предоставленных документов должен быть завершен оформлением письменного заключения (отчета), содержащего информацию, отвечающую целям аудита. В отчете должны быть указаны все выявленные несоответствия и/или уведомления. Председатель комиссии должен согласовать с проверяемой организацией период, необходимый для устранения выявленных замечаний. Одновременно происходит согласование сроков проведения второго этапа сертификационного аудита. Согласование происходит любым удобным способом (письменно или посредством телефонного или электронного сообщения)

На устранение несоответствий обычно отводится от двух до четырех недель. При этом второй этап аудита не должен начинаться позднее, чем через 3 месяца после даты окончания первого этапа.

Обоснованием проведения первого этапа аудита без выезда к заказчику может служить наличие подробной информации в представленных документах заказчика, демонстрирующей достаточный уровень внедрения СМК для признания готовности заказчика к проведению второго этапа аудита.

В любом случае обоснование проведения первого этапа аудита без выезда к заказчику должно быть приведено в письменном отчете по анализу предоставленных документов.

В случае если заявитель предоставил для анализа неполный комплект документов, который не соответствует перечню, установленному в нормативных документах, устанавливающих требования к процессу сертификации, не содержит подробной информации, демонстрирующей достаточный уровень внедрения СМК и не отвечает требованиям органа по сертификации, то председатель комиссии организует первый этап аудита с выездом в проверяемую организацию.

В случае выполнения первого этапа аудита СМК непосредственно у заявителя председатель комиссии разрабатывает план проверки. По результатам аудита у заявителя также должен быть составлен письменный отчет, отражающий информацию, относящуюся к целям аудита и выявленным несоответствиям, и содержащий информацию о согласованном сроке проведения второго этапа сертификационного аудита.

Оплата проведения первого этапа аудита, связанного с выездом к заказчику, предусматривается либо основным договором между органом по сертификации и заказчиком, либо дополнительным соглашением.

Проведение первого этапа аудита без выезда возможно в следующих случаях:

- представленный заказчиком комплект документов демонстрирует достаточный уровень внедрения системы менеджмента для признания готовности заказчика к сертификации;

- у председателя и членов комиссии не возникло спорных вопросов в ходе анализа представленных документов;

- ресертификации СМК;

- минимального числа сотрудников в организации и наличия в СМК лишь нескольких простых процессов.

Все несоответствия, выявленные в ходе первого этапа аудита, должны быть устранены заявителем в согласованные сроки до начала второго этапа аудита.

Комиссия проверяет факт устранения несоответствий, выявленных на первом этапе, на втором этапе аудита по сертификации. Если заявитель не устранил несоответствия к началу второго этапа сертификации, то такие несоответствия переводятся в категорию "значительные" и сертификация завершается с отрицательным решением относительно выдачи сертификата соответствия.

В случаях, когда в ходе первого этапа сертификационного аудита комиссия выявляет несоответствия относительно области применения СМК, численности сотрудников или количества производственных площадок, органу по сертификации может потребоваться перерасчет трудозатрат на проведение сертификации, в результате чего могут быть внесены изменения в договор на проведение сертификации.

Ответственность за реализацию данного этапа возложена на председателя комиссии.

Подготовка второго этапа  аудита по сертификации системы менеджмента качества

Общие положения

Второй этап аудита по сертификации СМК проводят непосредственно в проверяемой организации с целью оценки внедрения СМ и ее результативности.

Второй этап аудита должен включать следующее:

- подготовку плана аудита;

- проверку и оценку СМК;

- подготовку и рассылку акта по результатам аудита.

При подготовке к аудиту могут быть использованы типовые формы, разработанные органом по сертификации. Типовые формы применяют для упорядочения выполнения аудита.

В состав типовых форм могут входить:

- перечни вопросов для проверки и оценки СМК;

- формы для документирования данных, полученных во время проверки и подтверждающих заключения экспертов, и др.

Состав типовых форм определяет орган по сертификации.

Подготовка плана аудита

Председатель комиссии подготавливает план аудита по форме, представленной в приложении Д.

При установлении сроков проведения второго этапа аудита орган по сертификации учитывает трудозатраты и состав комиссии, а также:

- результаты проведения первого этапа аудита;

- численность персонала организации, сложность процессов, технологические особенности, область применения СМК;

- обязательные требования и законодательное регулирование;

- передачу деятельности по выполнению отдельного процесса (или его части), являющегося неотъемлемой частью заявленной области сертификации системы менеджмента, другой организации;

- число производственных площадок и численность персонала на каждой производственной площадке;

- наличие временных производственных площадок и необходимость их посещения.

Если в ходе аудита проверяют производственные площадки, находящиеся в различных местах, осуществляющие сходную деятельность, имеющие примерно одинаковую численность персонала и на которые распространяются одни и те же процессы и требования СМК, то орган по сертификации может включить в план аудита выборку из этих производственных площадок. При этом выборка должна быть документально обоснована в каждом конкретном случае и должна позволить оценить СМК в полном объеме в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1 и в соответствии с требованиями Правил Системы добровольной сертификации систем менеджмента "БИЗНЕС-ПРОГРЕСС" (РОСС RU.З677.04НЦС0)

Председатель комиссии, руководствуясь планом аудита и по согласованию с членами комиссии, распределяет между ними обязанности по аудиту конкретных подразделений, видов деятельности, процессов и процедур СМК проверяемой организации.

При распределении обязанностей учитывают необходимость соответствия компетентности экспертов и технических экспертов проверяемым видам деятельности организации.

В план аудита включают представителей проверяемой организации, которые будут сопровождать членов комиссии при проведении аудита.

План включает:

- цели аудита;

- сроки и график проведения аудита, включая предварительное и заключительное совещание с руководством проверяемой организации;

- область аудита, включая идентификацию СМК структурных подразделений проверяемой организации;

- распределение дней и время посещения комиссией структурных подразделений организации;

- объекты аудита;

- назначение экспертов для проверки СМК в конкретном подразделении организации и представителей организации, их сопровождающих в период проверки;

- требования конфиденциальности.

Если продукция подлежит обязательной сертификации, то в план аудита СМК должна быть включена проверка системы контроля и испытаний продукции.

План аудита должен включать в себя указание на рабочий язык аудита в случае, если есть различия между языками, на которых говорят эксперты и персонал проверяемой организации.

План аудита утверждает руководство органа по сертификации.

План аудита должен быть доведен до сведения проверяемой организации до начала второго этапа аудита.

Любые возражения проверяемой организации должны быть разрешены до начала аудита председателем комиссии и представителем проверяемой организации, имеющим соответствующие полномочия.

В ходе аудита председатель комиссии вправе вносить изменения в план аудита, которые должны быть согласованы с проверяемой организацией.

проведения аудитов.

Проведение второго этапа  аудита  по сертификации систем менеджмента качества  (аудита «на месте»)

Предварительное совещание

Предварительное совещание проводят под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии, руководства и при необходимости с ведущими специалистами.

Целями предварительного совещания являются:

- подтверждение со стороны организации возможности реализации плана аудита;

- краткое изложение используемых методов и процедур аудита;

- установление официальных процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации;

- подтверждение наличия ресурсов и средств, требуемых комиссии для проведения аудита;

- обсуждение возникших вопросов.

На предварительном совещании председатель комиссии должен:

- представить участников комиссии с указанием их роли в аудите;

- сообщить график проведения работ по аудиту, дату и время заключительного совещания и других мероприятий, касающихся аудита, таких как промежуточные совещания, проводимые комиссией и руководством проверяемой организации;

- кратко ознакомить с методами и процедурами аудита;

- проинформировать организацию о том, что аудит носит выборочный характер и, следовательно, результаты оценки базируются на основе выборочной информации и данных;

- сообщить о рабочем языке аудита, при необходимости;

- сообщить о порядке информирования проверяемой организации о ходе аудита;

- подтвердить соблюдение комиссией требований конфиденциальности;

- проинформировать о правилах классификации наблюдений и принятия решений по результатам сертификации;

- ознакомить с правилами составления акта;

- проинформировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен;

- проинформировать организацию о возможности апелляции, при необходимости;

- проинформировать о задачах проверяемой организации и последующих действиях органа по сертификации в случае, если акт будет содержать указания на несоответствия СМ.

Состав участников совещания следует запротоколировать.

Если какая-либо часть аудита или проверка объекта проводится на удаленном расстоянии с использованием соответствующих электронных средств, орган по сертификации должен обеспечить гарантии того, что такие работы проводятся персоналом, имеющим соответствующий уровень компетентности. Свидетельства, полученные в ходе проведения такого рода аудита, должны быть достаточно убедительными для того, чтобы аудитор мог судить и принимать решение о соответствии рассматриваемому требованию.

Аудит СМК «на месте»

Общие положения

В ходе аудита комиссией должны быть выполнены следующие задачи:

- проверка области применения и документов СМК;

- наблюдение за функционированием процессов СМК и управлением ими со стороны проверяемой организации, измерение (при необходимости) процессов, проверка установления критериев результативности и методов обеспечения результативности процессов;

- проверка качества продукции при сертификации СМК;

- проверка соответствия СМК установленным требованиям;

- проверка соответствия СМК применяемому законодательству;

- анализ взаимодействия всех процессов СМК, а также согласованность между политикой и целями в области качества;

- оценка проведения внутренних аудитов и влияния выводов по результатам внутренних аудитов на функционирование процессов и повышение их результативности;

- проверка проведения анализа СМК со стороны руководства проверяемой организации;

- регистрация полученной в ходе аудита информации.

Председатель комиссии периодически информирует проверяемую организацию о ходе аудита.

Члены комиссии должны периодически обмениваться информацией и оценивать результаты наблюдений. Председатель комиссии при необходимости может перераспределять выполняемые функции экспертов и технических экспертов.

Ежедневно в конце рабочего дня председатель комиссии должен проводить рабочие совещания членов комиссии.

Комиссия должна обеспечивать, чтобы лица, ее сопровождающие (наблюдатели, представители проверяемой организации), не влияли на процесс аудита и не вмешивались в деятельность экспертов.

Информацию, полученную в ходе аудита, свидетельствующую о наличии непосредственного риска нарушения законодательных требований, требований к качеству продукции, к производственным процессам и/или к производственной среде, к охране окружающей среды, об угрозе ее загрязнения, немедленно доводят до сведения руководства проверяемой организации.

Если свидетельства аудита указывают на то, что цели аудита недостижимы, председатель комиссии докладывает о причинах этого в орган по сертификации и руководству проверяемой организации для определения дальнейших действий: коррекции плана аудита, изменения области сертификации СМК или прекращения аудита.

Сбор, проверка и регистрация данных

Комиссия собирает и проверяет информацию, касающуюся области, объектов и критериев аудита, включая информацию о взаимодействии структурных подразделений организации и процессов СМК. Только проверенная информация может быть свидетельством аудита.

К методам аудита относятся:

- опрос работников проверяемой организации;

- собственные наблюдения экспертов за деятельностью персонала;

- собственные наблюдения экспертов за функционированием процессов, условиями труда и состоянием рабочих мест, оборудования, применяемых инструментов и т.п.;

- анализ документированной информации.

И качестве источников информации могут быть использованы:

- пояснения, полученные от работников организации;

- документированная информация;

- данные, полученные от потребителей;

- документы, содержащие данные о процессах СМК и другие документы, определенные организацией как необходимые для функционирования СМК;

- данные по анализу результативности функционирования СМК.

Информация, полученная из указанных источников, и все наблюдения должны регистрироваться и иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными.

Организация должна предоставить объективные свидетельства постоянного повышения результативности СМК.

Формирование выводов аудита

Полученная и проверенная информация по объектам аудита должна быть сопоставлена с критериями аудита для формирования выводов.

Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие СМК проверяемой организации критериям аудита и на возможности улучшения. Выводы аудита могут касаться предотвращения возможных отклонений, тогда эти выводы классифицируют как уведомления.

Свидетельства аудита должны быть обобщены с указанием процессов и требований, которые были проверены, а также мест наблюдений. Несоответствия, уведомления и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть зарегистрированы.

Любые несоответствия и уведомления должны быть доведены до сведения уполномоченного представителя проверяемой организации.

Орган по сертификации может зарегистрировать и довести до сведения организации возможности улучшения.

Орган по сертификации обеспечивает сохранность документов и любых записей по аудиту в порядке, установленном органом по сертификации.

Классификация и регистрация выводов 

В ходе аудита СМК все обнаруженные несоответствия установленным требованиям и документам СМК организации должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы комиссией в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объекта аудита.

Выводы, сделанные в ходе аудита, классифицируют в целях выполнения проверяемой организацией корректирующих действий (для устранения причин несоответствий), адекватных последствиям выявленных несоответствий, и принятия органом по сертификации решения о выдаче, подтверждении, приостановлении или отмене действия сертификата, а также расширении или сужении области сертификации.

Неоднократное повторение малозначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же требованием или объектом аудита) дает основание для перевода их в значительные несоответствия.

Окончательное решение по отнесению несоответствий к определенным категориям принимает председатель комиссии.

Обнаруженные несоответствия и уведомления регистрируют на бланках по формам, приведенным в приложениях Е и Ж. Исправления на бланках не допускаются.

Зарегистрированные несоответствия и уведомления официально представляют руководству проверяемой организации.

Примечание - В случае разногласий с уполномоченным представителем проверяемой организации, касающихся выводов комиссии, председатель комиссии решает вопросы с руководством организации.

Действия с несоответствиями и уведомлениями

Действия с несоответствиями и уведомлениями состоят из следующих этапов:

- комиссия официально представляет руководству проверяемой организации зарегистрированные несоответствия и уведомления, при этом возможно обсуждение и рассмотрение аргументов организации по зарегистрированным несоответствиям и уведомлениям;

- если организация устранит несоответствия и уведомления, о чем представит убедительные свидетельства во время работы комиссии, комиссия снимает такое несоответствие или уведомление, что должно быть подтверждено подписью эксперта в соответствующем месте бланка регистрации несоответствий или уведомлений. Число снятых несоответствий и уведомлений фиксируют в акте, но не учитывают при принятии решения о выдаче сертификата соответствия;

- уполномоченный представитель проверяемой организации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений;

- проверяемая организация проводит анализ причин несоответствий и уведомлений и планирует проведение корректирующих действий;

- планируемые корректирующие действия по устранению несоответствий записываются в сжатом виде в бланках регистрации несоответствий.

Проверяемая организация обязана предоставить план проведения корректирующих действий по устранению несоответствий в период проведения аудита либо направить его в орган по сертификации не позднее, чем через две недели после даты проведения заключительного совещания.

При наличии замечаний к плану корректирующих действий орган по сертификации извещает об этом проверяемую организацию, которая в течение не более двух недель проводит доработку плана.

Срок, отводимый на выполнение корректирующих действий, не должен превышать:

- 12 недель (после даты проведения заключительного совещания) при наличии одного и более значительного несоответствия;

- 5 недель (после даты проведения заключительного совещания) при наличии только малозначительных несоответствий и уведомлений.

Если в орган по сертификации не будет представлен план корректирующих действий, то процесс сертификации должен быть прекращен, результат аудита и оценки СМК организации признают отрицательным и орган по сертификации уведомляет организацию об отказе в выдаче сертификата.

Возобновление процесса сертификации может быть осуществлено после подачи повторной заявки на сертификацию.

Подготовка акта по результатам аудита «на месте», проведение заключительного совещания, утверждение и рассылка акта

Подготовка акта по результатам аудита

Председатель комиссии несет ответственность за подготовку и содержание акта по результатам аудита.

До заключительного совещания комиссия проводит следующую работу:

- анализирует наблюдения, выводы аудита и любую другую информацию, собранную в ходе аудита и соответствующую его целям;

- анализирует выявленные несоответствия и уведомления;

- оформляет акт по результатам аудита, принимая во внимание выборочный характер рассмотрения объектов аудита;

- подготавливает рекомендации органу по сертификации для принятия решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия СМК организации.

Результаты аудита, выводы и рекомендации комиссия оформляет в виде акта, форма и основные разделы которого приведены в приложении И.

В акте необходимо отразить:

- идентификацию органа по сертификации;

- наименование и адрес заказчика и представителя руководства заказчика;

- тип аудита (например, первоначальный, инспекционный или ресертификационный или специальный);

- цели аудита;

- идентификацию руководителя аудиторской группы, членов аудиторской группы и любых сопровождающих лиц;

- обобщающие свидетельства соответствия всем установленным требованиям;

- подтверждение результативности внедрения, поддержания и улучшения СМК;

- информацию о проверенных объектах СМК организации;

- результаты внутренних аудитов и анализа СМК со стороны руководства;

- информацию об обеспечении проверки выполнения требований к продукции, в том числе обязательных, имеющейся системой контроля и испытаний;

- другую информацию, требуемую нормативными документами в сфере обязательного подтверждения соответствия;

- рекомендации по улучшению, при их наличии;

- рекомендации органу по сертификации в отношении выдачи, невыдачи сертификата.

К акту должны быть приложены:

- план аудита СМК;

- заполненные бланки регистрации несоответствий и уведомлений;

- записи, подтверждающие устранение несоответствий в ходе аудита (при их наличии);

- протоколы предварительного и заключительного совещаний;

- протоколы разногласий (при их наличии).

К акту могут быть приложены:

- рабочие записи аудиторов;

- протоколы испытаний продукции;

- информация о качестве продукции за один год, предшествующий аудиту;

- данные по анализу состояния производственной среды в организации за определенный период времени;

- данные по анализу корректирующих действий, выполненных в период работы комиссии при сертификации СМК;

- справка о поступивших рекламациях, претензиях и жалобах потребителей за предшествующий аудиту год;

- другая информация и данные, имеющие отношения к объектам, процедурам, методам и свидетельствам аудита.

Проведение заключительного совещания

Заключительное совещание проводится под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии, руководства и при необходимости с ведущими специалистами. Председатель комиссии представляет проект акта, включающий в себя описание всех несоответствий и уведомлений.

На совещании председатель комиссии доводит до участников совещания результаты аудита, представляет выводы и заключения по аудиту СМК, информирует о периодичности проведения инспекционного контроля СМК.

Примечания

1 Любые разногласия по выводам аудита между комиссией и проверяемой организацией должны быть обсуждены и по возможности разрешены до заключительного совещания. Если согласие не достигнуто, мнения обеих сторон должны быть запротоколированы. Проверяемая организация при этом вправе обратиться в комиссию по апелляциям органа по сертификации.

2 Разногласия между членами комиссии должны сниматься до начала совещания. Наличие особого мнения членов комиссии оформляется письменно.

Утверждение и рассылка акта по результатам аудита

Акт подписывают председатель комиссии, члены комиссии (в т.ч. технические эксперты) и предоставляют для ознакомления и подписи руководителю проверяемой организации или его представителю. Акт печатают, как правило, в двух экземплярах, если не предусмотрено другое.

Примечание - Стажеры не подписывают акт по результатам аудита.

Один экземпляр акта передают проверяемой организации, другой - органу по сертификации.

Экземпляры акта являются собственностью проверяемой организации и органа по сертификации, при этом члены комиссии и проверяемая организация должны строго соблюдать требования конфиденциальности.

Завершение сертификации,  регистрация и выдача сертификата соответствия системы менеджмента качества

Общие положения

Сертификацию СМК не считают завершенной, пока не будут проведены все запланированные корректирующие действия и проверена результативность их выполнения.

Работу комиссии считают завершенной, если выполнены все работы, предусмотренные планом аудита, акт по результатам аудита подписан, разослан, комиссии представлены план и отчет по выполнению корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий. План может содержать отметку о выполнении корректирующи

Орган по сертификации систем менеджмента Независимый Центр Сертификации.